С Выбор тормозной жидкости зачастую бывает очень огромным. Из-за большого ассортимента данной продукции покупатель запутывается, и выбор тормозной жидкости становится целым испытанием, в котором мы решили поподробнее разобраться.
Транспортное средство – в наши дни фактически безупречная конструкция, в которой даже самый маленький элемент считается максимально важным. Ведь автомобиль это синоним скорости и движения. Движения, которое в определенный момент должно благополучно завершиться мягкой и безопасной остановкой. А подобное в руках исправной тормозной системы и ее надежной работы, залогом которой будет правильный выбор тормозной жидкости.
Что такое тормозная жидкость и зачем она нужна.
Прежде всего тормозная жидкость (далее ТЖ) — это рабочая часть любой гидравлической системы торможения. Главная задача ТЖ — передавать давление от основного тормозного цилиндра к колесным. И чтобы поставленная задача выполнялась максимально эффективно необходимо сделать корректный выбор тормозной жидкости.
Чтобы в достаточной мере понять для чего нужна тормозная жидкость автомобилю, необходимо подробнее остановиться на процессе. Итак, тормозной привод любой марки современного автомобиля носит название гидравлический в виду того, что все его полости заполняет специальная ТЖ. Одной из таких полостей является основной тормозной цилиндр с поршнем, который непосредственно связан с педалью тормоза. В момент, когда водитель давит на педаль, он как бы вытесняет эту жидкость, сообщая ей давление. В то же время эта жидкость с тем же усилием (давлением) воздействует на поршни цилиндров колес, которые давят на тормозные колодки и процесс торможения завершается.
Как видно сообщающим и передающим давление элементом в процессе остановки является ТЖ. Может возникнуть вопрос, почему именно жидкость, а не газ или какая-нибудь иная субстанция. Ответ прост – жидкость фактически несжимаемое вещество, а значит, в процессе последующей передачи давления его потери будут минимальными. Именно поэтому залогом безопасной остановки будет правильный выбор тормозной жидкости, давление которой в системе порой достигает 100 атмосфер.
Какой должна быть ТЖ и надо ли ее менять.
Учитывая условия эксплуатации и важность выполняемой функции, выбор тормозной жидкости должен зависеть от следующих характеристик:
От температуры кипения;
От температуры замерзания. Характеристика, влияющая на кинематическую вязкость;
От высоких показателей антикоррозийных и смазывающих свойств;
От совместимости с резиновыми деталями;
От малой поглощаемости влаги.
А потому ТЖ представляет собой смесь компонентов и основной базы, способных удовлетворить требованиям. Смесь, имеющая классы:
DOT 3 — гликолевая основа с добавками смазывающих и антикоррозийных компонентов (присадок). Температура кипения от 210 до 220 град. При наборе влаги на 3,5% температура снижается до отметки 140 град. Показатель вязкости – 1500 кв.мм/с при температуре -40град. Наименее качественный продукт;
DOT 4 – гликолевая основа. Присадки антикоррозийных и смазывающих компонент. Кипение при 230 максимум 235град. С влагой 155 – 160град. Вязкость достигает 1800 кв.мм/с. Для современных автомобилей с более высокими динамическими показателями;
DOT 4,5 или класс 4 Super – модификации предыдущей. Улучшенные показатели температуры кипения до 260град. (с влагой до 180 град.) и заниженные вязкости 1400 кв.мм/с. Высококачественный продукт;
DOT 5 с аббревиатурой SBBF– силиконовая основа. Кипение жидкости при 260 град., после поглощения влаги на 3,5% — 180град. Вязкость 900 кв.м/с. Применяется в спортивных автомобилях, слабо впитывает влагу.
Наиболее качественная и безопасная DOT 5. Преимущество ее в том, что, медленно поглощая влагу, она понижает свои свойства до марки DOT 4, которая также считается безопасным продуктом.
Характеристика каждой из DOT имеет изначальные показатели и «разбавленные влагой характеристики» (поскольку жидкость в той или иной степени гигроскопична). Снижение допустимых норм приводит к неуправляемости автомобиля, отказу тормозов и прочим неприятностям.
А потому специалисты установили оптимальный срок, когда надо менять тормозную жидкость – через полтора максимум 2 года, а для DOT 5 — до 4 лет. Помимо этого в ходе эксплуатации автомобиля в ТЖ попадают продукты трения металлических деталей – пар, пыль и прочее, что опять таки влияет на ее качество. Нельзя сбрасывать со счетов и коррозию, которая обязательно образуется вследствие гигроскопичности ТЖ. Резиновые манжеты в ходе работы стираются, жидкость с влагой начинает подтекать к металлическим деталям – итог – распространяющаяся коррозия.
Как сменить тормозную жидкость.
Идеальным советом по поводу того, как сменить тормозную жидкость будет обращение к специалистам. Это не только гарантия качественной замены, но и сокращение сроков. Как правило, автомеханик использует специальное оборудование, которое сокращает сроки работ до 20 минут. Самостоятельная же смена может занять от полутора до 2 часов свободного времени.
Однако при желании можно осуществить процесс самостоятельно, заручившись помощью товарища. Инструкции о том, как правильно менять тормозную жидкость зачастую есть в руководстве по эксплуатации автомобиля.
Производители ТЖ и советы по выбору.
На сегодняшний день рынок в большинстве своем представлен гликолевыми представителями разных фирм. А фирм их предлагающих огромное количество, потому приобрести можно все что угодно только не качественную ТЖ.
При выборе следует обращать внимание на прозрачность и отсутствие осадка. Качественную упаковку и информативную этикетку, пломбу под крышкой. Среди иностранных представителей довериться можно: Liqui Moly, Lockheed, Castrol, Quaker State, BP, Shell (Donax ZB соответствует DOT 5.1, а класс YB = DOT 4), ZIC, Xado, Q8, Aral, Total (HBF4 = DOT 4).
Среди отечественных (российских в основном) производителей только некоторые крупные фирмы производят качественную ТЖ. И по характеристикам они не превышают класс DOT3 – «Нева», на пример, и «Томь». Есть еще «Роса», соответствующая DOT4.